Каноны осетинской этики как константа

Традиции, которые формировались веками, являются основой духовности осетинского народа

В 21 веке проблема духовно-нравственного развития общества приобретает особенно актуальную значимость, что связано со многими негативными процессами, происходящими в мире. Нынешнее поколение молодых людей сталкивается с такими негативными явлениями, как наркомания и алкоголизм, ослабление духовности и нравственности. Каноны осетинской этики формировались веками, разными поколениями. Эти традиции являются основой духовности осетинского народа.

Мы живем в многонациональной и многоконфессиональной республике, поэтому мы должны чтить и уважать традиции и обычаи других народов, проживающих в Осетии. Строгое соблюдение общечеловеческих канонов этики, наряду с национальными традициями, будет способствовать сохранению в республике общественного согласия и нашему общему духовно-нравственному развитию.

В современном противоречивом мире воспитание молодежи в духе патриотизма, интернационализма, в лучших общечеловеческих традициях является важнейшей задачей всей общественности. Вежливость и манеры хорошего тона являются общечеловеческими ценностями и основой морали.

Самым ценным у нас являются люди. Взаимоотношения между людьми строятся на основе товарищеской взаимопомощи и уважения к личности каждого гражданина.

Из любви к человеку и рождается вежливость. У нас отношения между людьми основаны на подлинном равноправии, взаимном уважении, и нам нет надобности скрывать свои истинные чувства. Главное, что определяет человека, это его богатый внутренний мир, его цели, стремления, понимание жизни, умение критически относиться к себе и окружающим – быть создателем и творцом новой жизни.

Вежливость, хорошие манеры в нашем обществе являются внешним выражением внутренней культуры наших людей, их гуманности их высокой морали, стремлении проявить свою любовь к людям в конкретных поступках. Поэтому каждый человек должен выработать такие манеры поведения, которые бы гармонировали с его богатым содержанием, внутренней красотой.

Вежливый человек критически относится к своему поведению, контролирует свои поступки. Он умеет сдержать чувства, преодолевать вспыльчивость и раздражительность. Ему чужды грубость и бестактность, высокомерие и хвастовство, но он принципиален и прям по отношению к людям, нарушающим нормы нашего общежития.

Вежливость проявляется в предупредительности к людям, внимательности, точности и аккуратности во всем, тактичности и тоне речи, готовности оказать услугу, уступить место, указать дорогу и других хороших и нужных качествах воспитанного человека.

И люди дорого ценят такое отношение к себе. Человек должен быть вежлив везде: и на работе, и дома, и на прогулке.

Усвоение правил вежливости и хорошего тона является обязательным условием воспитания культуры поведения каждого человека

Общепринятые правила поведения длительное время вырабатывались и отбирались народом. Все они имеют общественный смысл: облегчают взаимопонимание и общежитие. Свою доброжелательность к людям вы можете проявить по-разному.

Правила вежливости и хорошего тона не являются чем-то застывшим и неизменным. Они развиваются и изменяются вместе с развитием человеческого общества. Исчезают, выходят из потребления одни обычаи, появляются новые.

Обычаи, имевшие распространение только у данного народа или на данной территории, с течением времени становятся общепринятыми. Все более широкое распространение, например, получают осетинские застольные порядки.

С ликвидацией СССР мы потеряли все, что было построено упорным трудом наших отцов и дедов. Великая страна и Великая Победа оболганы, а её герои и руководители оклеветаны. Но самое главное – мы утеряли нравственную основу, силу и достоинство. Нравственная сила – это не тяга к личным материальным благам и карьеризм, это служение осознаваемой народом идее. Разумеется, наша страна богата высоконравственными людьми, готовыми заниматься политической деятельностью, но они не выдвигаются в лидеры.

Я вырос в могучем государстве. У меня было надежное будущее. Можно было идти прежним курсом и путём реформ и преобразовании ликвидировать все негативное, что было в СССР. Но в последние годы существование СССР не нашлось руководителя, который бы расставил всё по своим местам. Никогда не шёл на поводу у сомнительных, но на первый взгляд привлекательных веяний как в политике, культуре, так и в общественной жизни. Я воспитан в Советской стране и для меня главное это Родина. Но её сейчас нет. Её предали все эти Горбачевы, Ельцины, Чубайсы и другие.

Я не приемлю тех, кто жил во времена СССР, достиг определенного уважения и славы, а сейчас клевещет на Советские времена и рассказывает, как ему жилось плохо при СССР. Я отношусь, как и другие мои сверстники, к детям войны. Но мы не сумели уберечь то, что создало и защитило наше старшее поколение. Мы виноваты в этом. И боль за эту слабость и потерю, никогда не пройдет. Важнейшую роль в воспитании нравственных ценностей, признанных самыми лучшими, могут и должны сыграть СМИ, и только они, если учесть, что молодёжь не существует без телевидения и Интернета. В их силах прекратить пропаганду образа жизни животного. Они способны приобщить молодёжь к достижениям мировой и отечественной культуры. Через СМИ необходимо дать молодёжи, прежде всего, не претендующей на элитарное положение в своей среде, авторитетов, не ориентирующихся на максимализм, но выражающих абсолютную и подлинную свободу. Она заключается в том, что ты хозяин своей судьбы и всё в твоей жизни зависит от тебя. При помощи энергичной интеллигенции на телевидение станет возможным предложить альтернативу лозунгу «бери от жизни всё», например, «создай себя сам», «прояви себя» и т.д. До молодых людей нужно донести идею о возможности улучшения жизни по всем характеристикам только при их активном участии. В современном мире стало более престижно быть безнравственным и посылать свою совесть куда подальше, а еще лучше её и вовсе не иметь. И при этом нравственность является ключевой составляющей личности человека, наличие которой свидетельствует о психическом здоровье.

Нравственность – это внутренние (духовные) ценности, которые определяют действия и устремления человека, образ мышления. Другими словами, нравственность – это набор ориентиров  в жизни, навигация. Нравственность не то же самое, что и мораль. Мораль – это внешние (общественные) нормы поведения и реагирования. То есть разница между нравственностью и моралью во внешней и внутренней установке. Нравственные ценности могут отличаться от общественной морали.

Нравственность является внутренним чувством и внутренним ориентиром, который позволяет человеку делать верный выбор, это человеческое качество, которое позволяет ему быть внутренне цельным, делать осознанный выбор и совершать осмысленные поступки. Нравственный человек внутренне ощущает, что такое честь, любовь, мораль, человечность. У него есть твердые моральные принципы, в соответствии с которыми он строит свою жизнь. Нравственный человек не совершает необдуманных действий. Каждый его шаг должен, если не принести пользу, то хотя бы не причинить никому вреда. Человек является нравственной личностью, если он сознательно различает желательное и обязательное, должное и недолжное.

Совесть – это способность человека свои внутренние ценности создавать, разделять и следовать им. Совесть связана с самосознанием и саморегуляцией человека. Совесть как движок внутренних ценностей человека.

Нынешние социальные пертурбации – иного плана. Они подрывают основы осетинского образа жизни – общительность, коллективизм, взаимопомощь как внутри семьи, фамилии, рода, так и в масштабах улиц, сел и городов. Кроме того, население, в основном молодежь, основательно «подсело» на гаджеты. Реальное общение заменено виртуальным, реальный коллективизм – объединением в мифических соц. сетях. А язык национального общения утрачивает свои функции под давлением не только всеобщего русского, но и международного английского, необходимого для общения в интернете и для пользования сервисами. Сохранимся ли мы в таких условиях как нация?

Однако не только развитие информационных технологий наносит ущерб национальной нравственности. Огромной проблемой нашей республики является распространение алкоголизма и наркотиков и среди старшего поколения, и среди молодежи.

Молодежь представлена во всех социальных слоях и группах общества и является его важным структурным элементом. Но её становление, как отмечено выше, проходит в непростой ситуации отказа от прежних ценностей и создания новых общественных отношений: прежние мировоззренческие ориентиры ушли в прошлое, новые — еще не сложились. Поэтому особо значимой представляется проблема нравственной социализации осетинской молодежи, которая осложняется двумя факторами. С одной стороны, по сравнению с советским периодом ослаблена роль институтов социализации (семьи, школы, вуза и т.д.), а с другой — возросла роль самих молодых людей в процессе социализации.

Социальное развитие личности осуществляется одновременно в двух направлениях: как процесс, формирование личностных качеств и как усвоение моделей поведения, характерных для различных сфер жизнедеятельности. Поэтому нравственная социализация представляет собой часть единого процесса формирования человека как полноценного субъекта общественных отношений. Заботясь о самосохранении и стремясь обеспечить бесконфликтность своей жизнедеятельности, общество старается транслировать духовно-нравственные ценности молодому поколению, однако духовно-нравственный кризис препятствует этому. Он проявляется тогда, когда ценностные установки принимают всё более деструктивный характер. Вследствие превалирования подобных установок уязвимыми становятся такие сферы жизнедеятельности, как духовность, культура, нравственное здоровье.

Таким образом, проблемы нравственной социализации молодых россиян пока не только не нашли своего решения после распада СССР, но ещё более усугубились. Может ли общество справиться с этими проблемами? Что нужно делать для их решения?

На текущий период одна из главных проблем нравственности есть падение института семьи. Что тянет за собой демографическую катастрофу, повышение разводов. Количество зарегистрированных браков по РФ за 2019г – 960167, а разводов – 620730. По РСО-АЛАНИИ зарегистрированных  браков – 3242, а разводов – 1809. Рождение бесчисленного количества детей вне брака. Количество сирот по РФ за 2020 год составляет 47,8 тыс. человек, а по РСО — Алания – 937 человек. Взгляды на семью, материнство и отцовство, на воспитание здорового ребенка имеют регрессирующий характер. Определенное значение имеет развитие коррупции во всех областях, воровства, обмана. Сейчас покупается всё, ровно, как и продается: дипломы, победы в спорте, даже человеческая честь. Это как раз и есть последствия падения нравственности.

Рассматривая современное общество легко подметить, что нравственное развитие характеризуется упадком. В конце двадцатого века в мире произошло внезапное падение всех законов и ценностей нравственности общества. В обществе начали появляться проблемы нравственности, которые негативно влияли на формирование и развитие гуманного человечества. Еще большего развития это падение достигло в двадцать первом веке. За все существование человека было отмечено множество проблем нравственности, которые, так или иначе, имели отрицательное влияние на индивида. Руководствуясь духовными ориентирами в различные эпохи, люди вкладывали нечто свое в понятие нравственности. Они способны были творить вещи, которые в современном обществе наводят ужас абсолютно на каждого здравомыслящего человека.

Среди ценностей будущего исчезновение грозит чести и стыду. Честь – ограничитель поведения человека, которым репутация была важнее жизни. Стыд – ограничитель для мужчин и женщин. Стыд затыкал рот жертве, а в настоящее время всё наоборот. Смысл жизни – в достоинстве, а жизнь должна быть выступлением морально и этически прекрасным.

К сожалению, нужно признать, что в истинном понятии «нравственность» мало известна современному обществу, прежде всего от того, что значение сильно искажено. Мы пытаемся идти в ногу со временем, стараемся соответствовать моде, говорим так, как модно, ведем себя так, как приписывают нам наши «эталоны». Получается, что общество пропагандирует, навязывает нам безнравственность? И из этого следует, что быть нравственным не модно.

Если при СССР молодежь воспитывали на трудовом фронте, то в настоящее время на вседозволенности, упадок нравственных устоев, пьянство, рост цинизма и распущенности. На наших глазах и нередко при нашем участии, утрачивается или искажается многое из того бесценного, что создавалось веками. Посмотрите в телевидении, что нам предлагают в своих передачах «давай поженимся», «на самом деле», «пусть говорят», «привет  Андрей», первый канал и другие.

О том, что наша культура, и особенно в России, пришла в упадок, говорят многие известные писатели искусства. Это поняли даже те, кто в недавнее время восхвалял и советовал брать пример с западной культуры, охаивая советский образ жизни.

Писатель А. Солженицын: «Когда открылся железный занавес, к нам хлынула одна навозная жижа. Вот наша молодежь отравилась ею». Народный артист СССР И. Кобзон: «Мы загубили свою культуру, наступил духовный голод».

При взгляде на повадки известных артистов и политиков, создается впечатление, что в нашем обществе пошёл обратный процесс, т.е. процесс превращения человека в обезьяну.

Просвещённая и культурная часть людей сильно озабочена нынешней безнравственностью и особенно в российском обществе. Все понимают, что надо в корне изменить воспитание, начиная со дня рождения, детского сада и школы. Ведь сегодня произошла смена понятий о добре и зле, о культуре и бескультурье. Новые политтехнологи, в чьих руках оказались СМИ, решительно отвергли основополагающие принципы нравственности, которые соблюдались во времена СССР. Характерно, что и властные структуры ориентируются на их понятия. Искать какого-то хорошего человека от власти, который сможет опрокинуть нашествие этих политтехнологов, бесполезно. Когда у бывшего министра культуры России А. Соколова спросили, может ли он повлиять на то, чтобы остановить пошлый беспредел в культуре, министр честно ответил одним словом: «нет».

После этого становится тревожно и даже страшно за наших детей и внуков. Каким они вырастут? Если на них оказывали положительное влияние пионерская и комсомольская организации, то в образовавшийся вакуум хлынул поток грязи, пошлости и безвкусицы, который формирует у молодых людей самые низменные чувства и инстинкты. Рост преступности среди несовершеннолетних подтверждает это.

Известный русский поэт А. Дементьев на этот счет говорит так: «Думаю, что все упирается во власть. В ней много абсолютно необразованных людей, у которых за душой ничего нет. А народ безмолвствует и не имеет возможности сплотиться, чтобы предъявить претензии к власть имущим. Создается впечатление, что власти все это нравится». Президент России, прекрасно понимая, что безнравственность зашкаливает, в своих ответах на эту тему говорит, что телевидение и все СМИ находятся в частных руках и государство не может диктовать им свои условия. Круг замкнулся. Остается уповать только на Всевышнего.

Внедрение в наше сознание западных образов культуры, не настоящих, а фальшивых, имеет свои «исторические» истоки. Еще в 1945 году шефом американской разведки Даллесом принята на государственном уровне США доктрина, направленная против СССР, согласно которой планировалось подменить наши ценности на фальшивые и заставить верить в них. Многие слышали об этой доктрине, по которой мирным путем планировалось разрушить СССР. Но не все знают о её содержании. Вот лишь одна небольшая выдержка из длинного перечня этого документа:

«Мы добьемся того, что литература, театры, кино будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем поддерживать и поднимать тех художников, которые будут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности… Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не будут нужны, превратятся в пережиток прошлого… Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим их в посмешище. Мы найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества…

Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет… разлагать, развращать и растлевать их. Мы сделаем из молодежи циников, пошляков и космополитов…»

Чтобы не сбылись мечты Даллеса, многие думающие политики и передовая часть общества предлагают в срочном порядке создать общественный комитет по вопросам морали и нравственности, ввести нравственный контроль на телевидении и в любых разновидностях рекламы, для того, чтобы наши дети – строители будущей России – выросли здоровыми морально и физически. Туда должны войти известные в стране писатели, журналисты, театральные деятели и наиболее честные, порядочные и принципиальные люди. Им и должно быть предоставлено право оградить людей от проникновения в СМИ, на сцены, в кино и телевидение пошлятины и хамства. Ведь борьба идёт за выживание общества. И цензура нравственности необходима как никогда. Если власть поддержит это начинание, то все может измениться к лучшему.

Не допускать проникновению в нашу жизнь явлений, подрывающих духовно-нравственные основы мировоззрения молодежи, оказывающих разлагающее и развращающее влияние на юношей и девушек. В этих целях создать общественный Совет по вопросам морали и нравственности, с участием представителей государственных структур. Осетины обязаны защитить молодежь от отрицательного влияния агрессивной среды.

Молодежь перестала стесняться темы разврата. Нивелируется понятие ответственности перед семьей, нет бывалого крепкого, негасимого семейного очага. Пожил, не устроило, ушёл. Казалось бы, что в этом такого? Никто нас не заставляет жить по уставу. Ты сам отвечаешь за свои поступки. Стоит полагать, что из-за такой свободы в выборе человек теряет частичку нравственности.

Семья — это очень влиятельная социальная общность. Прежде всего, она выступает важнейшим фактором формирования нравственного человека, она передаёт социальный опыт из поколения в поколение, этнокультурные традиции, тем самым вносит вклад в нравственное воспитание общества. И уже ни для кого не секрет, что воспитание, ориентация в культуре и прочие важнейшие категории души человека во многом зависят от семейного воспитания.

Семья задаёт ориентиры в формировании у молодых людей системы ценностей и идеалов. Воспитание в семье имеет особый смысл. Будущий молодой человек воспринимает и оценивает образцы поведения близких ему людей. А процесс воспитания подрастающего поколения ставит трудные вопросы: как уберечь ребёнка от влияния агрессивной пропаганды безнравственного образа жизни?

Семья была и остаётся важнейшим фактором нормальной жизнедеятельности человека. Сохранение семьи основная задача старших. Семья – это один из важнейших институтов социализации личности, формирования её культурных и нравственных ценностей.

Высокий уровень разводов, рождение детей вне брака, которые воспитываются матерями-одиночками. Падение жизненного уровня, увеличение детской беспризорности и наркомании, усиление жестокости среди родителей и детей.

Поэтому не стоит забывать и об общественном воспитании. Подрастающее поколение обязана воспитывать не только семья, но и общество, в частности учебные заведения. Конечно, само по себе образование никоем образом не гарантирует высокого духовного и нравственного воспитания, так как воспитанность человека зависит только от него самого, она проявляется в повседневном поведении, его отношении к другим людям.

Таким образом, воспитание у молодежи нравственности и достойного культурного уровня является самой важной задачей в процессе становления личности.

В учебных заведениях введены программы, которые помогают учащимся воспитывать себя как физически, так и духовно. В большинстве своем они направлены на патриотическое воспитание, на совместные работы школы и семьи, на здоровый образ жизни, эстетическое развитие детей. У ребенка должны сформироваться внутренние стимулы развития личности. Он должен привить себе такие качества как долг, толерантность, любовь, милосердие, честь, совесть, достоинство и другие. Когда ребёнку помогают воспитать в себе все эти качества, он значительно лучше воспринимает их. И когда воспитаны эти чувства, то ребёнок правильно сформировывает отношение к окружающему миру.

В процессе взросления на человека ложится самостоятельное нравственное воспитание. Теперь он сам должен отвечать за свои поступки и действия. К моменту взросления у него должна сформироваться система нравственных ценностей, которым впоследствии он научит своих детей. Как правило, среди таких ценностей любовь, семья, добро, счастье, ценность жизни, человеколюбие и другие. И в зависимости от того, какие ценности человек ставит в приоритет, определяется, какими будут его поступки — нравственными или безнравственными. И поэтому стоит сказать, что нравственность — это исключительно самостоятельный выбор человека.

Григорий Балтика,

Заслуженный работник культуры СОССР

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *