ХВАТИТ БЛУЖДАТЬ В ПОТЕМКАХ ИСТОРИИ В ПОИСКАХ БУДУЩЕГО

«В Осетии нет ничего невозможного, кроме реформ»

К написанию настоящих размышлений меня побудила публикация под авторством моего друга Владимира Хатагова в газете «Свободный взгляд»

под заголовком «Фальшивка может стать лучше оригинала». В ней автор задается вопросом: «..почему мы, прямые наследники скифов, сарматов и аланов, оказавшиеся сегодня в критической ситуации, вёдем себя безответственно. У нас нет объединяющей национальной идеи, и даже к своему уникальному языку мы относимся с редким высокомерием. По уровню жизни мы оказались на одном из последних мест в регионе, а возможно, и в стране. С нашими духовными и историческими ценностями историки и политики соседних республик ведут себя безобразно. Хочется задать вопросы: Кому мы, как уникальный этнос интересны? На кого мы рассчитываем в решении своих проблем? И наконец, какая перспектива ожидает нас в будущем?».

Я глубоко уважаю чужое мнение, в том числе автора публикации В.Хатагова. Тем не менее, считаю, что в нем много ошибочного, наивного, и оно может послужить введению в заблуждение моих земляков. Этого допустить нельзя. Мы и так много настрадались, блуждая в потемках.

 В. Хатагов сетует, что мы — прямые ( только ли мы, вопрос спорный..) наследники скифов, сарматов и аланов – не имеем объединяющей национальной идеи.

А может, хочу задать вопрос моему другу, это потому, что наши предки — ни те, ни другие, ни третьи? И может, не дай Бог,  они все сами (скифы-сарматы-аланы) — тоже не единая родственная компания?

Увы! Ни я, ни Хатагов не историки. И мы не можем ответить на эти вопросы.

Но уже то, что каждый из соседних народов утверждает, что аланы это они (и кто-то строит в их память ворота, башни, площади и др.), свидетельствует о неувязках и неточностях в исторических трактовках. То есть,  очевиден провал в понимании и толковании нашей древней истории, и надо бы этот провал выправлять. А уже потом, может, и до Нацидеи дойдем.

 Хватит блуждать в потемках Истории. Пора узнать ее более подробно. Это первый вывод из статьи. Было бы целесообразно, в частности в нашей Республике, новому руководству организовать действительно научную разработку вопроса о предках. С воссозданием исторической ткани событий. А не просто, кто что сказал из знаменитых, какие установки выдали нам.

  1.Если не Нацидея, то хотя бы съезд осетинского народа, организованный МОД «Стыр Ныхас», — предлагает автор.

 Это запасной, или подготовительный ход автора статьи. Увы, «Нацидея» периода бандитского капитализма оказалась единой повсюду. Даже ее какое-нибудь принудительное признание в Осетии ничего общего не имело бы с проблемой выхода республики из катастрофической ситуации. Нас загнали туда наши племенные «вожди» — правители, начиная с первого президента новой формации бандитского капитализма А. Галазова, и следующие. Если они даже хотели «доброе, светлое». Повсюду был в стране создан бандитский по содержанию и «дикий» по форме капитализм. Общество, где 10% чиновничьей челяди завладели (ограбили) 90% государственной (общенародной) и муниципальной собственности. Горожанам, в качестве «объедков с барского стола», предоставили в собственность старые квартиры со всеми проблемами ЖКХ, а сельчанам не досталось и того. Правда, по Конституции РФ гражданам дали право иметь в собственности  землю. Но наши североосетинские «законотворители» у крестьян Осетии отобрали это право на полвека.

В этом, кстати, племенных «вождей» всегда  на «ура» на своих съездах активно поддерживал МОД «Стыр Ныхас». А теперь они оказались в стороне и «ни при чем», хотя  должны нести гражданскую ответственность перед осетинским народом, избравшим их в руководство своего национального движения. Это движение оказалось очередной обслугой и прислугой власти.

Тем не менее, автор публикации В. Хатагов хочет инициировать созыв внеочередного съезда осетинского народа. Спрашивается, для чего?  Для поддержки нового руководства республики? Это пустое само по себе занятие. Бездарная трата времени, сил и энергии.

А главное, введение в заблуждение  народа. У МОД «Стыр Ныхас» есть свой Устав, там определены цели и задачи движения, пусть и занимаются этим. «Стыр Ныхас» должен перестать быть придатком власти, перестать получать зарплату наравне с бюджетниками из миннаца, перестать собирать поборы от «святых мест» ( куваендаттаей). Это не свойственная их уставная задача.

Отсюда следующий вывод: давайте определимся с приоритетами. В конце концов, кто были наши предки – это не главное. Мы даже можем ошибиться в этом. Важно, кем мы друг для друга оказались сегодня. Кого и что мы защищаем в сложившихся условиях.

  1. Экономика – главный возбудитель идей. В Осетии – это спирто-водочная специализация.

Экономика России в целом, и Северной Осетии в отдельности, за последние десятилетия «болела» одними «болезнями». У России есть игла, «нефтяная». Она не к лучшему преобразила страну. Это понятно, и не о ней речь. У нас тоже есть своя игла, «спирто-водочная». Она таким же образом воздействовала на экономическую инфраструктуру республики.

Массовое закрытие заводов ВПК (из-за отсутствия заказов) породило массовую безработицу, переход высококвалифицированной рабочей силы в сферу челночной стихии (восточного базара). Многие «белые воротнички» (инженерно-технические работники – ИТР), в особенности те, кто приехал в Осетию на стройки и на работу на заводах ВПК, были вынуждены выехать за пределы Осетии и даже России. Произошло истощение высококвалифицированных инженерно-технических кадров. Выпускники технических ВУЗов и техникумов (СК КМИ и другие), а также других высших учебных заведений стали в массовом порядке покидать республику в поисках работы, лучшей доли. Остались те, кто смог или успел «прихватизировать» государственную и муниципальную (общенародную) собственность. Под «раздачу» попали те, кто был во власти или был приближен к ней.

Благодаря удобному географическому расположению нашей республики и коммуникационным связям с Закавказьем, Северная Осетия стала транзитной территорией по провозу ( контрабанде) нефтепродуктов и технического ( меласового) спирта из США — около двух миллионов тонн через Грузию.

Стихийно заработали законы «дикого» капитализма и «восточного» базара. В результате, наиболее предприимчивой части населения, в том числе из числа криминала («рекетиров»), удалось накопить значительный первоначальный капитал на самопальной водке.

При отсутствии высокотехнологичных производств держатели капитала – частники —  выбрали наиболее рациональный способ вложения своих капиталов – в развитие спирто-водочной отрасли. Этому благоприятствовали уникальная чистая вода, дешевая рабочая сила и простота производства спирта (чтобы «бодяжить» водку, не было нужды в инновациях). За короткий срок Северная Осетия превратилась в ведущую в России спирто-водочную республику.

Строились десятки больших современных спиртзаводов. Под спирто-водочные цеха стали использовать все, без исключения, помещения бывших заводов ВПК. Водку начали делать и примитивным способом в каждом доме и дворе. Осетию охватил очень прибыльный спирто-водочный «бум». Появились сотни, тысячи новых рабочих мест, в том числе, связанные с розливом, упаковкой, перевозкой, торговлей и приобретением сырья. Денег стало хватать на всех и на все. У правящей элиты перестала болеть голова.  Они тоже были в доле. В доле были и представители фискальных и правоохранительных органов. Каждый из них получал свою «маржу» от спирто-водочной отрасли. Обделенным оказался только республиканский бюджет, куда перечислялись малые крохи, а основное производство находилось в «тени» (нелегальная экономика).

  1. Земля принесена в жертву спирто-водочной «игле». Одновременно ее втихую раскупили чиновники, депутаты и другие важные люди.

Это и оказалось их «Нацидеей»?

   Под сырье для спирта были отданы почти все пригодные обрабатываемые земли. Осуществилась мечта Никиты Хрущева. Кукуруза в Северной Осетии превратилась в «королеву» полей. Кукуруза превратилась в монокультуру, в сырье для производства спирта. Правда, населению тоже досталось. «Рожки и ножки» от спирто-водочной промышленности. Барда! Продукт производства спирта. Ею можно было кормить скот.

Следует также признать, что наряду с резким социальным расслоением населения улучшилось благосостояние всего населения в целом. В Северной Осетии практически не было бедных и нищих, за исключением нетрудоспособных, пьяниц, алкоголиков, наркоманов и других лентяев. Наш народ жил богаче и сытней, чем  наши соседи.

  1. Что последующее нам сулит?

Северная Осетия в части производства сельскохозяйственной продукции оказалась у «точки невозврата». Есть отдельные «маяки» производства, но это проблему не решает. Равняться на «стахановцев» мало кто сможет.

Потому, во-первых, что земля десятками тысяч гектаров отдана на откуп на 49 лет (в аренду) нуворишам-алдарам; во-вторых, будет сложно восстановить качество плодородия загубленных (истощенных) земель; в-третьих, отсутствие мотивации у крестьян единоличников и ФКХ заниматься производством сельхозпродукции. Рынки уже «завоёваны» нашими более успешными соседями конкурентоспособной продукцией (Одна Кабарда чего стоит!). И, наконец, правительству и парламенту РСО-Алания не  просто пойти на отмену моратория на право собственности на землю или даже на ограничение (ущемление) размеров земельных наделов у современных латифундистов, по той простой причине, что многие из них — сами у власти. Кому охота  резать свою «дойную корову». Они же кормятся рентой от земли, сами не работая на ней. Хотя, объективности ради скажем, что усилия Главы республики Т.Агузарова в этом направлении дают определенные плоды. Но и сопротивление латифундистов —  тоже очевидно.

В древнем Риме, по традиции, за спиной полководца возвращавшегося в Рим с триумфом, в колеснице  стоял раб, который ему на ухо, повторяя много раз, нашептывал: «ты смертен, ты смертен».

Это к тому, чтобы он не возгордился и не считал себя божеством.

Надо, чтобы и за нашим правителем стоял советник, который бы ему постоянно напоминал: «ты — «слуга» народа, ты — «слуга» народа», чтобы он не отрывался от нужд своего народа и не забывал, кто он.

Отсюда следующий простой вывод: с нами случилась беда. Всю историю осетины тянулись к земле. Она была для них – всё! Жизнь, мысли, идея. Частная и национальная. А теперь эту «националку» переключить — на что? На танцы, футбол? На Гергиева? На Алана Дзагоева? Они хороши, конечно! Наша гордость они! Но ведь мой друг  Хатагов не их имел в виду?

 Управленческая разнополосица

 Мы вот думаем: пришел новый руководитель Республики. Мы верим в него. И кажется нам, что все будет ОК!

Но еще российский царь Николай Первый говорил, что: «Россией управляет не он, а сотни столоначальников». Естественно, что каждый из них при управлении учитывал свой личный, не бескорыстный интерес.

Сегодня Российской Федерацией тоже не Президент В.Путин управляет, а сотни тысяч столоначальников разных уровней.

Соответственно, и Северной Осетией управляет не один Глава республики, а сотни столоначальников (федеральных, республиканских и местного самоуправления). И у каждого из них свой личный интерес. А если еще учесть, что за последние четверть века весь механизм государственной власти, хозяйственного управления – разладился, скоррумпировался и развратился (не может без мздоимства, откатов и распила  функционировать), то восстановление управляемости республикой становится трудно решаемой проблемой, из-за низкого уровня доверия граждан к институтам власти, политическим партиям, к власть имущим.

Вдобавок к этому, действующий парламент РСО-Алания и экс-глава республики, оказали «медвежью» услугу будущему главе республики, то есть, Т.К. Агузарову, лишив его общенародной поддержки,  права на прямое избрание гражданами (избирателями) Северной Осетии, а граждан РФ проживающих в РСО-Алания их конституционного  активного и пассивного избирательного права ( избирать и быть избранным) на прямые выборы главы республики.

Даже не искушенному в политике, равнодушно относящемуся к нарушенному своему избирательному праву, не равнозначно «доверие» 75 депутатов парламента ( которым избирателями не было делегировано право избрания главы республики) с доверием сотен тысяч избирателей республики. А ведь общеизвестно, что только в ДОВЕРИИ НАРОДА – сила и авторитет власти. Её не восполняет даже оказанное Т.Агузарову доверие Президента Российской Федерации. Этому доказательство — уровень доверия прежнему Главе республики Т. Мамсурову, который дважды назначался на свою должность указами Президента РФ.

Как известно, Глава республики Т. Агузаров закончил формирование своей «команды», правительства РСО-Алания. Происходит процесс смены глав администраций местного самоуправления (АМС) г.Владикавказа и районов, а потом на очереди и сельских поселений. По факту получается, что и Т. Агузаров, по примеру Президента России, начал со строительства жесткой системы «вертикали» власти в республике.

За исключением того, что десятки федеральных чиновников, в том числе правоохранительных органов, судебной системы власти, тоже назначены на свои должности непосредственно главой государства и местной власти не подотчетны и неподконтрольны. Получается, они тоже равнозначны по статусу главе республики. А это уже чиновничий бардак.

Отсюда вывод: Глава РСО-Алания Т.К. Агузаров априори лишен реальной возможности эффективного управления делами республики. Он не начальник других начальников, назначаемых Президентом РФ.

   В заключение, еще про доверие к власти. И про «Стыр Ныхас», на который так рассчитывает автор статьи, мой друг В. Хатагов

Автор публикации В. Хатагов, возможно, имел намерение  как-то компенсировать искусственно созданный кризис доверия со стороны населения республики к органам власти выражением «доверия» к ним со стороны участников внеочередного съезда осетинского народа.

В связи с чем, хочу предостеречь читателей газеты от очередного заблуждения. Выше уже говорилось о «Стыр Ныхас»-е.  Общеизвестно, что МОД «Стыр Ныхас»  является бесплодным, «мертворожденным» объединением, где его члены, возомнив себя «знатоками» мифотворчества, впустую «толкут воду в ступе».

За долгие годы своего функционирования, принимая от съезда к съезду множество решений, ни одно из них не смогли реализовать, которое бы, к примеру, повлияло на воспитание молодого поколения, на будущее Осетии. Они там заняты самолюбованием, упиваются своей большой значимостью для судеб народа. На самом деле поют «уарайда» власть имущим за свое содержание на бюджете республики (они — те же самые чиновники, только бесправные).

Тешить себя надеждами и обманываться, что внеочередной съезд осетинского народа добавит авторитета или повысит уровень доверия к власти — «пустые хлопоты», как произносят, гадая, цыганки. А если В.Хатагов имеет в виду Главу республики, то на настоящее время уровень народного доверия у него достаточно высок, но заслуги «Стыр Ныхаса» в этом — никакой!

Отсюда — следующий вывод. Нет в природе искусственных методов насаждения в сознание народа таких понятий, как: «Доверие» и «Любовь» к правителям  со стороны подвластных ( подданных). Есть только один путь. Слово и Дело.

В этом смысле слова и дела Тамерлана Агузарова имеют позитивное восприятие в народной массе. «Мяч» – на его стороне. И чтобы не обмануть ожидания людей, важно бросить «мяч» в правильные ворота!

 Адвокат Джабраил Габачиев

4 комментариев

  1. Для начала нужно полюбить свою Алано-осетинскую Культуру свои КОРНИ и воспитывать на этом младшее поколение , а не ждать выгод. Человек смертен, а Культура вечна! Вот это и есть 1 этап национальной идеи. Сила в Духовном сокровище наших предков которые привнесли Культуру и в европу (именно поэтому даже сейчас в европейских университетах Германии, Франции и Бельгии изучают именно осетинский язык). Материалисты это торгаши не имежющие не Родины не чести. Материалисты это био-роботы, продажные маргениалы которым согласно сведениям людей переживших клиническую смерть людей в Раю делать нечего. Это ФАКТ!

    Oсетины — последний осколок обширной группы племен которые античные авторы называли скифами, сарматами и аланами.
    Жорж Дюмезиль (один из крупнейших ученых)

    Уже в середине XIX века русский учёный В. Ф. Миллер писал:
    “Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние — как сарматы и понтийские скифы”.

    На Кавказе, где в целом преобладает переднеазиатская раса, сталкиваются европейские и азиатские группы. Рыцарский народ осетин, потомки алан, отличается более высоким ростом, среди них 30% блондинов со светлыми глазами.
    Ганс Ф. К. Гюнтер (1891-1968). Краткая расология Европы.

    «Они являются в наши дни величайшим и благороднейшим народом мира, прекраснейшими и храбрейшими людьми», — так писал об Аланах францисканец Мариньолли.
    Аланские племена называются Ас идентичное с древнерусским Ясы (впервые засвидетельствовано в 936 г. по Р. Хр.) и с грузинской формой Ос, откуда современное название народа — Осетины. Под именем Ас, Аланы известны писателям эпохи: Плано Карпини (1246 г.), Рубруку (1253 г.), Рашид-ад-дину, Ибн-Батуту и венецианцу Иосафату Барбаро (ХV в.). Из журнала «Осетия», Париж, 1933 год, апрель — май — июнь

    Atlantis Encyclopedia. London, 1858. “The Iron or Osseti of the Caucasus are descendents of the Alani, one of the Sarmatian tribes.”
    Что в переводе означает: Ироны, они же Оссети, на Кавказе являются потомками Аланов, одного из Cарматских племен.

    http://alansinfo24.livejournal.com/

    http://historicalchroniclesarenotforgott.blogspot.com/

  2. Какое упрощение! «Дюмезиль сказал»! Ученый не «сказать» должен, а «доказать»!
    То ж самое с Миллером. Он всю свою историю научную сомневался в этом конкретном вопросе. Аланы-не аланы? Так или не так? Кто они такие вообще? Даже Клапрот в этом вопросе ни при чем! Не утверждал!
    А вы весь этот сонм сомнений принимаете за «доказательства».

    Скифо-сармато-аланский мир – это несколько эпох древности, несколько племенных пластов, расходящихся на тысячелетия. Само слово – «Скифы» — огромное обобщение. Так же, как и «Сарматы». Аланы могли не входить в это обобщенное понятие. У них тоже были свои критерии.

    И весь этот винегрет воплотился в осетинах? Побойтесь Бога, Савромат! Учите матчасть!\

  3. Иттаег хорз, Джабраил!
    Крайне актуальный аналитический обзор ситуации в Ирыстоне!
    Позволю себе пару дополнений.

    = … восстановление управляемости республикой становится трудно решаемой проблемой, из-за низкого уровня доверия граждан к институтам власти, политическим партиям, к власть имущим. =

    Общественное гражданское управление и вертикаль власти — это несовместимые антиподы, ибо каста вертикали власти «не может без мздоимства, откатов и распила».
    Безнаказанность и бесконтрольность стимулируют у чинарей, магнатов и партейцев вседозволенность .
    Перво-наперво надо лишить чинарей-партейцев льгот и привилегий, ибо все остальные «способы борьбы» с коррупцией просто смехотворны! «А Васька слушает, да ест».

    Кроме того, «партия» — это «часть» (partito — итал, part — англ). На каждую тысячу граждан Юга Ира приходится одна часть-партия(!) — о каком обществе, о какой консолидации может идти речь?
    Вместо Гражданского общества, объединенного Нац. идеей — десятки маргинальных (паразитических) образований мафии магнатов-чинарей-партейцев.
    Вы очень верно отметили, что «Ныхас», как и научно-творческая элитка, стали с 1953 года подпоркой вертикали власти и партократии, за что получают свои дивиденды — круговая порука!(((

    С такой архаикой в одиночку способен совладать лишь гигант масштаба Петра I или Сталина!
    Проблема в том, что такого державника можно прождать всю жизнь. Так древние месы не дождались своего царя за т.л., отсюда изречение — «ожидать мессию».
    Но гениальность Петра и Сталина заключена в том, что оба поняли ключевой тезис — созидательной нации (каковой являются и русские, и ираеттае) необходимы условия для реализации генетических навыков — крепкое Правовое поле и здоровое Гражданское общество.
    Таких периодов было два за последние 2.5 т.л. истории Ирыстона — в конце 19 века и во времена правления Кобы. После отравления Сталина Советский Союз был предан маргинальной партократией хруща-брежника-горбатого-хмельцина.

    Лубочные картинки выдуманной исТории и квази «ныхас» необходимо преобразовать. Гражданские Ныхасы необходимо формировать в каждом сельском Сыхе, в каждом городском квартале — это и есть первый уровень Гражданского общества, с которого начинается подлинно демократическое устройство, символом которого являются мегалиты древнего Ира!

    = … кто были наши предки – это не главное. =
    Возможно, это не самое главное, но крайне важно осознать — кем были предки на самом деле.
    Созидательно-творческий уклад жизни наших предков формировался много тысяч лет, и его невозможно изменить. Наша древнейшая этнокультура, сама по себе являющаяся этнологическим памятником, была на грани вымирания в 18 веке. Худ. фильм «Горец» — замечательная иллюстрация состояния Ир-ского общества того времени. И как сравнение — соседи, у к-ых изначально был уклад присваителей чужого.
    Нынешнее правовое поле ещё далеко не крепкое, а общество отнюдь не здоровое, поэтому соседи ( их верхняя каста) процветают, а ираеттае разрозненны и покорно созерцают, в ожидании мессии или золотой рыбки! ((

    Наши предки жили от трудов своих и пределы свои защищали достойно, но никогда не были грабителями. Не было у предков издревле царей, а князья появились позднее остальных этносов Кавказа.

    Наши предки были великими созидателями — металлургами и кузнецами (бронза и болат), земледельцами и скотоводами, усовершенствовали древнюю арфу (Фандыр), сформировали древнейший эпос (Нартиада) в 3-1 т.л. до нэ! А «книжники»- исТорики сватают нам в «предки» архаичных (после 7 в. до нэ) разношёрстных наёмников (сармат и ал-ан) и кровожадных саков.
    Саки-саксы, чьи прямые потомки в купе с ашкеназами уже неск-ко столетий топят в крови нации, государства и целые континенты, ибо для них война, как и в архаику, — исторический способ добычи средств к существованию.

    Все эти «предки»издревле не желали, а главное — не умели созидать. Таковы и наши ближние соседи — картвелы и ингуши, и оттого они за 2.5 т.л. так и не переформатировались, живя от присвоения чужого, путём обмана или грабежа, прикрываясь гнусной и циничной демагогией.

    Кабы мы были потомками «доблестных» воинов-наёмников, как нас прописали исТорики, то нынче бы «преуспевали», подобно вайнахам. Но мы с ними разные исторически!
    В 3-2 тл. до нэ наши древние предки жили на Центр. Кавказе зажиточно и гармонично, предки же соседей тогда жили собирательством и примитивным скотоводством на юге Аравийского п-ова. За прошедшие 4 т.л. уклад жизни потомков древних Ир-ов и потомков древних хамито-семитов практически не изменился.

    Отметим, — ни одно общество в истории человечества не жило зажиточно и гармонично на дотациях, а на подачках может паразитировать вертикаль власти. Так что, не надо питать иллюзий. Поэтому нам нечего «изобретать велосипед», а необходимо возродить мироустройство предков и реанимировать их жизненный уклад.

    1. проблема в том что адвокаты историки делают выводы по истории
      какой он адвокат хрен знает а вот историк он никакой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *